Форматы графических файлов

На этой странице доступны описания наиболее распространенных графических файлов, используемых в графике, дизайне, верстке и допечатной подготовке, настольных издательских системах.

Adobe Illustrator (*.AI)
«Родной» формат файла для пакета Adobe Illustrator. Может содержать в себе как растровую, так и векторную информацию в цветовых моделях RGB и CMYK и, по сути, представляет из себя документ в формате PostScript с дополнительной информацией, специфичной для пакета. Версии документов обратно совместимы, т.е. в пакете более новой версии всегда можно открыть документ, созданный в более старом пакете, но не наоборот. При сохранении файла а этом формате в его заголовок опционально добавляется его уменьшенная копия для предварительного просмотра в формате TIFF или PICT (Preview).
Из-за разницы форматов preview на платформах PC и Macintosh файлы, созданные на одной платформе, открываются без Preview на другой.
При сохранении файлов в данном формате можно указать версию пакета, в котором предполагается его открытие (по умолчанию – текущая версия или последняя версия сохранения), а также указать, нужно ли включать в состав сохраняемого файла все помещенные растровые объекты, или просто оставить ссылки на них (links). В первом случае размеры файла могут быть весьма значительными. Формат файла хорошо совместим во всех пакетах фирмы Adobe, однако предпочтительным универсальным форматом все же считается Adobe Illustrator EPS (*.EPS).

Bitmap, Device independent bitmap (*.BMP,*. DIB)
Формат для хранения растровых данных (8 или 24 – битный), использующийся как стандартный растровый формат на платформах Windows и OS/2. Может хранить данные только в цветовой модели RGB, не сохраняет в заголовке данные о разрешении файла, поэтому невозможно задать геометрию изображения (как например, в TIFF). Из-за этих ограничений неприменим в полиграфии, и поддержка его осуществляется для совместимости со старыми программами и для конвертирования данных для других (не полиграфических) нужд.

Corel Draw! (*.CDR)
Закрытый и мало документированный формат канадской фирмы Corel. Представляет из себя универсальный формат для хранения растровых и векторных данных. По умолчанию сжимает хранимые данные (без потерь качества). Обратно совместим со всеми предыдущими версиями, но не наоборот.

Microsoft Word (*.DOC, *.DOCX)
Самый распространенный формат для хранения текстовой информации. Не используется как стандартный формат для хранения текста для пакетов верстки, однако широко распространен вследствие большого распространения этого офисного пакета среди пользователей. Его возможно импортировать в другие пакеты с помощью утилит сторонних разработчиков (например, с помощью специальных XTention для QuarkXPress) или средствами современных версий пакетов макетирования страниц. Формат подразумевает возможность хранения растровой и векторной информации, а также некоторых других данных, специфичных для этого формата (например, макросов).

Adobe Illustrator EPS (*.EPS)
«Родной» формат файла для пакета Adobe Illustrator. Содержит в себе как растровую, так и векторную информацию, по сути, представляет из себя документ в формате Encapsulated PostScript с дополнительной информацией, специфичной для пакета верстки. Версии документов обратно совместимы, т.е. в пакете более новой версии всегда можно открыть документ, созданный в более старом пакете, но не наоборот.
При сохранении файла а этом формате опционально в его заголовок добавляется его уменьшенная копия для предварительного просмотра в формате TIFF или PICT (Preview). Из-за разницы форматов preview на платформах PC и Macintosh файлы, созданные на одной платформе, открываются без Preview на другой.
При сохранении файлов в данном формате можно указать версию пакета, в котором предполагается его открытие (по умолчанию – текущая версия или последняя версия сохранения). Кроме того, в состав выходного файла можно включить использованные шрифты документа, и все помещенные растровые объекты и указать, нужно ли включать в состав сохраняемого файла их полную копию, или просто оставить ссылки (links; хотя спецификация «истинного» EPS запрещает использование подобного связывания с внешними объектами. При попытке сохранения EPS со связанными растровыми файлами Adobe Illustrator выдает соответствующее предупреждение). В первом случае размеры файла могут быть весьма значительными. Также указывается уровень поколения генерируемого PostScript – кода (Level 1,2 или 3). Формат файла хорошо совместим во всех пакетах фирмы Adobe, и считается стандартом де-факто для сохранения векторных и/или растровых объектов.

Adobe Photoshop EPS (*.EPS)
Формат, предназначенный для хранения растровой графики в цветовых моделях Lab, CMYK, RGB, Indexed Color, Duotone, Grayscale или Bitmap (не поддерживаются альфа-каналы) и генерируемый пакетом Adobe Photoshop. По сути, это файл в PostScript – кодах, содержщий растровые данные и изображение для предварительного просмотра (Preview). При сохранении растровых данных в этом формате возможно задание методов компрессии – ASCII/Binary, если данные не сжимаются, и JPEG (Minimum, Medium, Maximum quality), если сжатие данных происходит. Некоторые издательства отказываются принимать файлы в данном формате, если использовано сжатие JPEG. В любом случае, если оно и используется, то уровень качества должен быть переключен в Maximum. Не рекомендуется хранить промежуточные рабочие копии файлов в этом формате с использованием компрессии, так как при каждой перезаписи с компрессией JPEG будут проявляться незначительные, но накладывающиеся потери качества (т. наз. артефакты) в виде кубической структуры или характерных «грязных» точек в местах контрастных переходов цветов. Этот формат хорош для хранения окончательных результатов работы, если несжатая графика занимает много места. Еще одним преимуществом этого формата является то, что он достаточно быстро обрабатывается растровым процессором, т.к. представляет из себя готовый код PostScript (если используется компрессия, или несоответствующая цветовая модель, то время обработки увеличивается).

Adobe Photoshop DCS (*.EPS)
Формат, предназначенный для хранения растровой графики в цветовой модели CMYK и генерируемый пакетом Adobe Photoshop. Есть две версии данного формата – DCS 1 и DCS 2. Отличиями этох версий является возможность сохранения дополнительных «заказных» красок у последнего. Первый формат файла дополнительные краски не подерживаются, и при сохранении в этом формате они исчезнут. Классический DCS файл состоит на самом деле из 5 файлов – один с расширением *.eps, который содержит изображение для предварительного просмотра, и несколько PostScript – инструкций, а также ссылки на еще 4 файла, которые по сути, представляют из себя цветоделенное изображение, и для каждой отдельной краски создается отдельный файл – для Cyan это расширение *.C Magenta – расширение *.M, Yellow – расширение *.Y, Black – расширение *. K. Если присутствуют дополнительные краски, то для них создаются отдельные файлы с соответствующими именами и расширениями (только DCS 2.0). По сути, эти файлы в PostScript – кодах, содержщие растровые данные и изображение для предварительного просмотра (Preview). При сохранении данных в этом формате возможно задание методов компрессии – ASCII/Binary, если данные не сжимаются, и JPEG (Minimum, Medium, Maximum quality), если сжатие данных происходит. Некоторые издательства отказываются принимать файлы в данном формате, если использовано сжатие JPEG. В любом случае, если оно и используется, то уровень качества должен быть переключен в Maximum. Не рекомендуется хранить промежуточные рабочие копии файлов в этом формате с использованием компрессии, так как при каждой перезаписи с компрессией JPEG будут проявляться незначительные, но накладывающиеся потери качества (т.н. артефакты) в виде кубической структуры или характерных «грязных» точек в местах контрастных переходов цветов. Этот формат хорош для хранения окончательных результатов работы, если несжатая графика занимает много места. Еще одним преимуществом этого формата является то, что он достаточно быстро обрабатывается растровым процессором, т.к. представляет из себя готовый код PostScript, еще и разделенный на отдельные каналы (если используется компрессия, время обработки увеличивается).

PostScript, Encapsulated PostScript (*.PS, *.EPS)
PostScript – язык описания страниц – язык, с помощью которого производится печать ваших публикаций. Возможности этого языка определяют то, что можно представить в графическом виде и напечатать. Именно в этом формате представлены все данные, кривые, контуры, растровые данные, градиенты, маски, шрифты, текстовая информация, а также специальные технологические данные, касающиеся специфичных для печати данных, таких, как линиатура печати, углы поворотов растра, параметры наложения красок, параметры цветоделения и т.д. Фотонаборные автоматы при интерпретации поступающих на вывод данных работают именно с этим языком, с помощью которого строятся все элементы публикации. Этот формат можно считать кросс-платформенным, при условии того, что в выходной файл данного формата будут включены все данные, необходимые для его корректного отображения на другой платформе (например, шрифты). Разновидность документа PostScript – Encapsulated PostScript – вариант записи файла PostScript, когда все необходимые данные внутрь документа включены.
Существует 3 разновидности языка PostScript – Level 1, Level 2 и Level 3. Однако есть некоторые ограничения языка, которые не решены даже в последней его версии – например, так называемые мягкие маски, маскирующие изображение и слегка растушевывающие его края (реализовано только жесткое маскирование).
Файлы в этом формате создаются любым PostScript – генератором; профессиональные пакеты для верстки хранят свои файлы в этом формате (например, Adobe Illustrator), что обеспечивает практически полную гарантию безошибочности при печати Ваших файлов. Многие типографии и репроцентры принимают публикации в формате PostScript, а не в виде принесенной заказчиком публикации, что значительно сокращает время получения готовых пленок или время печати, так как не требуется вмешательство инженера. Однако, большая ответственность ложится на человека, записывающего PostScript файл, так как он должен учитывать всю специфику производства в конкретном репроцентре. Обычно, если принесен готовый PostScript, а не публикация, откуда он был сгенерирован, у инженеров репроцентра значительно меньше возможности исправить какие-то возможные ошибки или несоответствие технологии подготовки издания и его печати.

FreeHand (*.FHx (*.FH4, *.FH5, *.FH6…))
Macromedia FreeHand – удобный пакет для редактирования векторной графики, подобный Adobe Illustrator, и данный формат файлов – это родной формат этого пакета. Последняя цифра индекса в названии используется в качестве номера версии пакета – создателя или пакета, под версию которого было произведено сохранение. Среди форматов FreeHand поддерживается обратная совместимость версий.

Filmstrip (*.FLM)
Этот формат файлов используется в пакете Adobe Premiere. При изменении разрешения, цветовой модели и др. преобразованиях в пакете Adobe Photoshop невозможно обратное сохранение в этом формате, т.е. FilmStrip используется, в основном, для импортирования растровых данных. Как выходной формат в полиграфии и допечатной подготовке не используется.

Graphic Image Format (*.GIF)
8 – битный формат для хранения растровых данных. В полиграфии используется относительно редко, но широко применяется для других нужд (например, в веб), так как поддерживает прозрачность. Еще одной важной особенностью формата является возможность программирования палитры, что частично компенсирует низкую разрядность (8 бит) изображения. Путем программирования палитры изображения можно получить в рамках этой картинки до 256 цветов из 16,7 миллионов возможных (как в 24 – битных изображениях). Программирование палитры осуществляется автоматически при сохранении изображения в этом формате (Adaptive palettes). Для получения цветов, которые отсутствуют в палитре, возможно применение рассеивания (dithering), наложения периодической структуры (patttern) и домешивания шума (noise). GIF формат хранит изображения в цветовой модели RGB, заданные как индексированные цвета (Indexed color в Photoshop). При сохранении файла используется неухудшающая качество выходного изображения RLE или LZW-подобная компрессия. Последней важной особенностью этого формата является возможность создания анимированных последовательностей, с помощью которого обычно реализуется анимация на веб – страницах.Формат применим для хранения нефотографических изображений – логотипов, скриншотов, кнопок, и других объектов, содержащих области одинакового цвета.

HyperText Mark-up Language (*.HTM, *.HTML)
HTML – HyperText Mark-Up Language – язык разметки страницы, использующийся в интернет для написания веб-страниц. Веб – браузер при чтении кода, написанного в этом формате, интерпретирует его как текст, таблицы или списки. Непосредственно в полиграфии не используется, хотя современные версии полиграфических пакетов могут производить импорт или экспорт текстовой информации в этом формате. В последнее время, с появлением технологий CSS и XML, возможность экспорта и импорта в эти форматы и поддержкой этими форматами точного позиционирования различных элементов, приобретает новый смысл, так как многие печатные издания параллельно при печати на бумаге издаются и в Интернет.

Joint Photographic Experts Group (*.JPEG, *.JPG)
Формат для хранения растровых данных в цветовых моделях Grayscale, CMYK, RGB. Поддерживает сохранение информации о геометрических размерах изображения. Не поддерживает альфа-каналы. Также позволяет сохранять в изображении данные обтравочных контуров, которые используются для удаления нежелательного фона из изображения, при помещении его в верстку. Изображения в этом формате сжимаются по специальному алгоритму, который позволяет уменьшать размер выходного файла в 3, 5 и более раз. Однако, сжатие данных по этому алгоритму добавляет в изображение искажения, которые являются необратимыми и при многократном повторном сохранении данных в этом формате заметно ухудшают качество изображения. При сохранении данных существует компромисс между размером выходного файла и его качеством. В принципе, используется в верстке, но предпочтительным форматом для хранения сжатых изображений является Photoshop EPS/DCS, так как он передается в растровый процессор без предварительного конвертирования. Существует разновидность сжатия по алгоритму JPEG – Progressive JPEG, который сохраняет изображение в несколько этапов – в начале в самом низком разрешении, затем в более высоком и так до максимального. На качество изображения это не влияет, поэтому этот эффект улучшения качества изображения по мере загрузки используется ради экзотики на интернет – страничках, где время загрузки изображения всегда критично. При сохранении файлов в формате JPEG всегда стоит выбирать максимальный уровень качества, и не хранить в этом виде рабочие или промежуточные файлы. Искажения, добавляемые компрессией JPEG, проявляются в виде кубической структуры или характерных «грязных» точек в местах контрастных переходов цветов. Особенно это заметно при поканальном просмотре изображения (а еще заметнее на фотоформах).

Kodak Photo CD (*.PCD)
Это формат хранения растровой графики высокого разрешения, предложенный фирмой Kodak. В полиграфии используется для хранения клипартов или различных библиотек изображений в высоком разрешении (в основном, так хранятся коллекции изображений от Corel). Обычно, в большинстве пакетов имеются только фильтры импорта изображений в этом формате, но не экспорта, так как технология эта частично закрыта разработчиками. В этих файлах используется JPEG – подобная компрессия, которая, однако, не добавляет в изображения видимых искажений. Внутри изображения хранятся в цветовой модели, подобной Lab, а затем преобразуются в нужную форму фильтрами импорта. При импорте также можно указать разрешение выходного файла в пикселах, из числа стандартных, пропорциональных формату изображения, значений.

PC Graphics (*.PCX)
Формат для хранения растровых данных (1, 4, 8 или 24 – битный) в цветовых моделях Grayscale, Bitmap, RGB, Indexed Color. Сохраняет информацию о своих габаритных размерах и разрешении. В формате используется метод компрессии без потери качества по алгоритму RLE. В полиграфии практически мало используется и поддержка его осуществляется для совместимости со старыми программами и для конвертирования данных для других (не полиграфических) нужд.

Portable Document Format (*.PDF)
Документ, созданный фирмой Adobe (изобретательницей языка описания страниц – PostScript), и продвигаемый ею как универсальное кросс-платформенное решение для реализации «безбумажного» документооборота. Кросс-платформенность этого формата позволяет графике одинаково выглядеть на компьютерах различных аппаратных и программных платформ. Обладает всем подмножеством свойств языка PostScript, однако имеет несколько полезных новых возможностей, например таких, как механизм гиперссылок, и возможность внедрения скриптов (JavaScript – сценариев) и мультимедиа-объектов, что особенно актуально для электронных документов. Кроме того, формат PDF, в отличие от PostScript, не поддается прямому редактированию (прямой правке кода, что вполне реализуемо в PostScript, если Вы знаете, что делаете), т.к. для него вычисляются контрольные суммы, гарантирующие целостность файла. Также при создании файла в этом формате программой конвертирования возможно задание нескольких уровней ограничения доступа (например, запретить печать и / или изменение файла), и указать пароли для разрешения такого доступа. Этот формат в последнее время широко используется как заменитель PostScript при транспортировке публикаций в репроцентр. Создаются PDF-документы, как правило, конвертированием из формата PostScript, с помощью утилиты Acrobat Distiller, или с помощью утилит сторонних разработчиков. На этапе конвертирования документа из формата PostScript в формат PDF также возможно задать методы сжатия внедренных объектов (задать архивацию текста и контуров, а также персональные установки – сжатие, и / или downsampling для различных типов растровых объектов. В настоящее время этот формат становится стандартом для электронной полиграфии, а также «родным» для всей линейки продуктов фирмы Adobe. Существует несколько поколений этого файла, между которыми поддерживается обратная совместимость.

PICT File (*.PICT, *.PIC)
Формат, распространенный, в основном, на платформе Macintosh. Не является стандартом графических данных для полиграфии, хотя стандартен для других графических нужд (в основном, в рамках платформы Macintosh). Хотя если на платформе PC проинсталлирован пакет Apple QuickTime Pro, то и с ним можно производить различные манипуляции в рамках платформы PC. Формат поддерживает RGB изображения с одним альфа-каналом, а модели Indexed color, Grayscale, Bitmap без него. Поддерживает сжатие по алгоритму LZW или RLE, а если установлен пакет QuickTime Pro, то и JPEG с различными вариантами качества. Поддерживает 8, 16 и 32 битный уровень глубины цвета.

PNG-8 (*.PNG)
8 – битный формат для хранения растровых данных. В полиграфии используется относительно редко, но широко применяется для других нужд так как поддерживает прозрачность. Ограниченно используется и в веб-дизайне, так как не поддерживается всеми браузерами. Еще одной важной особенностью формата является возможность программирования палитры, что частично компенсирует низкую разрядность (8 бит) изображения. Путем программирования палитры изображения можно получить в рамках этой картинки до 256 цветов из 16,7 миллионов возможных (как в 24 – битных изображениях). Программирование палитры осуществляется автоматически при сохранении изображения в этом формате (Adaptive palettes). Для получения цветов, которые отсутствуют в палитре, возможно применение рассеивания (dithering), наложения периодической структуры (patttern) и домешивания шума (noise). PNG формат хранит изображения в цветовой модели RGB, заданные как индексированные цвета (Indexed color в Photoshop). При сохранении файла используется неухудшающая качество выходного изображения RLE или LZW-подобная компрессия, на 20-40 процентов более эффективная, чем в GIF – изображениях. Формат применим для хранения нефотографических изображений – логотипов, скриншотов, кнопок, и других объектов, содержащих большие области одинакового цвета.

PNG-24 (*.PNG)
24 – битный формат для хранения растровых данных. В отличие от формата PNG-8, поддерживает 24-битный цвет, а также поддерживает т.н. многоуровневую прозрачность, которая может изменяться в пределах от 0 до 255, что позволяет реализовать, например, плавные цветовые переходы от рисунка к цвету фона и т.д. В этих файлах используется механизм компрессии, аналогичный PNG-8. В случае использования этого способа сжатия изображений, в выходном файле будут отсутствовать потери качества, однако, объем выходного файла будет превышать объем файла, сохраненного с использованием алгоритма компрессии JPEG.

Photoshop Document (*.PSD)
Родной формат для хранения данных программы Adobe Photoshop. Хранит графическую информацию в самых различных форматах и цветовых моделях, сохраняет информацию о разрешении и габаритных размерах изображения, а также может хранить альфа каналы, маски и обтравочные контуры. Можно задавать произвольные цветовые модели (Duotone, Triotone, Quadrotone…). Хранит прозрачность и слои, а также векторные данные (Shape в новых версиях пакета). Структура данных в этом формате подразумевает безусловную компрессию по алгоритму, подобному LZW (без потерь качества). Поэтому сохранение и открытие файла в этом формате происходит несколько дольше, чем открытие несжатого аналога, и требуется больше памяти. Также хранит мета – информацию о примененных эффектах и стилях, которые могут неправильно интерпретироваться, если попытаться открыть файл с новым «динамическим» фильтром в старой версии пакета. Формат файла считается одним из стандартных форматов и используется всеми продуктами линейки Adobe, но не является кросс-платформенным или полностью переносимым и универсальным. Обычно в этом формате хранят данные растровой графики в послойном варианте, а в печать отдают непосредственно «слитый» вариант в виде одного слоя в нужной цветовой модели (файл в формате TIFF или Photoshop EPS / DCS).

Pixar (*.PXR)
Формат, практически не использующийся на платформе PC, и разработанный для высокоуровневых графических станций. Соответственно, мало применим для полиграфии, хотя поддерживает цветовые модели Grayscale, RGB, и может содержать в себе альфа канал (правда, только один, в основном, для маскирования изображения). Поддержка его осуществляется для совместимости с другими программами и для не полиграфических нужд.

Raw Data (*.RAW)
Такие файлы представляют из себя, по сути, просто массив байт, причем заголовочная информация в них, как правило, не указана, поэтому такие данные можно интерпретировать как угодно. В этом формате некоторые специализированные программы принимают графические данные, кроме того, этот формат на выходе формируют профессиональные цифровые камеры. Этот формат иногда используется в отладочных целях, а также в случае, если файл издания был поврежден и приходится восстанавливать данные из простого массива байт. Тогда приходится буквально угадывать, какого рода графические данные были раньше.

Rich Text Format (*.RTF)
Разработанный фирмой Microsoft фомат хранения текстовой информации с функциями форматирования. Он достаточно прост для импортирования и экспортирования, в отличие от таких гипертрофированных форматов, как например, формат Microsoft Word (*.DOC), поэтому используется для хранения текстовых данных достаточно часто.

Scitex Continuous Tone (*.SCT)
Формат, практически не использующийся на платформе PC, и разработанный для высокоуровневых графических станций. Обычно файлы в этом формате имеют просто огромный размер в силу специфичного формата данных. Поддерживаются цветовые модели RGB, CMYK, Grayscale. Не поддерживается альфа каналы. Поддержка его осуществляется для совместимости с другими программами и платформами. Классическая допечатная подготовка, как правило, не предусматривает его использование, хотя в некоторых профессиональных системах он используется с большим успехом.

Tagged Image File Format (*.TIFF)
Стандарт для хранения растровой графики. Этот формат графики поддерживает хранение растровой графической информации во всевозможных цветовых моделях (RGB, CMYK, Grayscale, LAB, HSB, Bitmap), сохраняет информацию о разрешении и габаритных размерах изображения, может содержать альфа каналы и обтравочные контуры, а также копию изображения в уменьшенном формате (preview). Кроме того, очень важной особенностью этого формата является возможность внедрения в него профилей системы, в которой данное изображение создавалось. Все эти возможности делают использование этого формата широким и повсеместным. Возможно также использование компрессии по алгоритму LZW (без потерь качества, при этом лучше всего сжимаются изображения с большими областями одинакового цвета), и по алгоритму JPEG (при этом лучше всего сжимаются изображения фотографического типа). Однако последний вариант компрессии поддерживается далеко не везде, и не совсем совместим с классическими представлениями большинства дизайнеров об этом формате. Обычно сканеры, фотокамеры и другие устройства оцифровки изображений выдают видеоинформацию именно в этом формате.

Text Files (*.TXT)
Это формат для хранения текстовых данных без форматирования и представляет из себя очень простую структуру – один байт информации – один символ (два – для Unicode – кодировок). В любом случае, значение каждого байта представляет из себя номер символа в кодовой таблице. Если текст не английский, а, например, русский, то возникает проблема несовместимости кодировок, так как для представления кириллических (и других тоже) текстов их существует несколько. Подробнее об этой проблеме рассказывается в темах, посвященных шрифтам и верстке, которые можно найти на этом сервере.

Windows MetaFile, Enhanced Metafile (*.WMF, *.EMF)
Достаточно простые векторные форматы, в которых можно хранить информацию следующего характера : узлы, кривые безье, заливки, обводки. Поддерживается в основном, для совместимости. Кроме того, данный формат широко используется в офисных пакетах типа MS Office, где все клипарты (которых даже в версии 97 года свыше 17 тысяч) сохранены именно в нем.

Extended Mark-up Language (*.XML)
Надстройка над классическим языком разметки страниц и представляет из себя язык, основанный на расширяющиймся наборе тегов. Так как все чаше используется дублирование печатных изданий в сети Интернет, то современные пакеты верстки поддерживают функции импорта / экспорта данных в этом формате.

Евгений Кузнецов
Источник: http://www.ukrprint.com

Tags: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,